Д.Н. Мамин-Сибиряк. Братья Гордеевы

Действие повести происходит  на Урале в  40-х годах XIX столетия, то есть во времена крепостничества. Сюжет навеян реальной историей полутора десятков крепостных мальчиков, отправленных за границу для обучения заводскому делу. Затем они вернулись на Урал, и оказалось, что их знания никому не нужны, а привычка к свободе – и подавно.
Братья Гордеевы – из той же когорты. Повествование начинается с их первого появления перед управляющим Землянским заводом Федотом Якимычем, которого все окружающие боятся, как огня. А братья – шапки не ломают перед самодуром, за что и поплатились тяжелым подневольным трудом. Но почему-то мне кажется, что выученные за границей крепостные горные инженеры на самом деле испытывали гораздо более сильный прессинг, чем в повести Мамина-Сибиряка. Федот Якимыч хоть и суров, да отходчив – и недолго притесняет Гордеевых.
Пермская изба XVIII — XIX веков
Интересно, что после появления этой повести в 1891 году её первый рецензент А. Волынский антикрепостническую тему в ней даже не заметил, увидев в изображении прошлого «этнографический интерес». Такая постановка вопроса меня почему-то оскорбила: словно о дикарях говорит, и о ком? О патриархальной семье героев романа, староверов. Впрочем, патриархальность эта рушится на глазах. Но никак не хочется мириться с тем, что вера и уклад наших предков представляют лишь «этнографический интерес».
Федот Якимыч и Амфея Парфеновна (вокруг которых крутится всё действие) – гордые и сильные люди, живут по правилам старой веры. Их жизнь основана на таких нерушимых устоях, что кажется: пропадай весь свет, а их красивый и прочный дом будет стоять. Но с появлением братьев Гордеевых какая-то ржавчина начинает разъедать этот устоявшийся мир, и всё идет прахом.
И судьба Гордеевых складывается трагически, но виной всему не столько крепостное право, сколько любовь – она, проклятая. Силу и власть этого чувства Мамин-Сибиряк знал, как никто, и умел писать о ней.
«…Никон чувствовал, что с ним делается что-то необыкновенное, точно вот он упал куда-то и не может подняться, но это было сладкое бессилие, как в утренних просонках».

Все погибшие герои этой повести – гибнут из-за любви (неразделенной, преступной, обманутой). Страсти хлещут через край и сметают с лица земли целые семьи. Выживают самые сильные – и тоже с помощью любви: сострадательной, всепрощающей. История изложена динамично, сжато, ярко – непривычно для повествовательной манеры XIX века. Очень современная история, не ожидала от Мамина-Сибиряка!
Реклама

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Братья Гордеевы: 4 комментария

  1. Елена, спасибо, что напомнили мне давние, юношеские впечатления от этой книги. Вспоминаю, что обращала внимание (в силу возраста) только на любовную линию, а актуальность темы «лишних» людей не рассмотрела. А вот вы подметили современность романа.

    Нравится

  2. Елена, не в преддверии ли выхода в свет фильма вы решили перечитать эту книгу? На экраны выходит х/ф по роману Мамина-Сибиряка, второй день мило сообщает мне ТВ) Особенно стараются наши пермские телевизионщики, т.к. отдельные сцены снимались у нас, в Кунгуре, где еще сохранился вид провинциального уральского городка.

    Нравится

  3. Лариса, я не смотрю телевизор и не знала о выходе фильма — об этом событии буквально вчера сообщили мне коллеги из Екатеринбурга. А книгу прочитала по совету Ольги Моревой, которая работает в областной библиотеке Белинского. Название повести мне было незнакомо, заинтересовалась. И, знаете, втянулась в чтение Мамина-Сибиряка, который раньше как-то прошел мимо меня. Сейчас читаю «Дикое счастье».

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s