Роман Сенчин. Наш последний эшелон

Почему я снова взяла в руки книгу Романа Сенчина? Уже зарекалась это делать, прочитав его роман «Елтышевы» и получив огромную порцию негатива. В этот раз обманула аннотация:
Есть на свете такая особенная порода людей – вдохновенные оборванцы. У них никогда нет ни копейки за душой, зато всюду они – душа компании. В прошлом каждого из них – череда покинутых жен, детей, домов и профессий, а в будущем – гарантированная бедность и тихие помешательства. Донкихоты нашего времени – писатели, художники, музыканты – идут по жизни под знаменем нестяжательства и искусства, с робкой надеждой на бессмертие…
Думаю: надо же, наконец-то Сенчин написал о людях с божьей искрой в душе! И купилась на это.
С большим недоумением читала первый рассказ сборника. Вот детство героя: убогая квартирка в трущобах, жалкие родственники:
У нас была большая семья. Я помню дедушку, он лежал парализованный в моей нынешней комнате и потом умер. Здесь же жила и бабка, она дожилась до восьмидесяти с чем-то лет; она была сухая и маленькая и страшно злая. Он никогда ничего не говорила, не готовила обедов и не стряпала сладких булочек. на в основном сидела в кресле и смотрела телевизор, хотя была глухая и почти слепая. В большом длинном коридоре жил их сын, мой дядя, дядя Витя, алкаш-одиночка, который тоже умер – уснул и не проснулся. У него под кроватью было место для овчарки Эльзы; ее никто не выгуливал, и она гадила у входной двери. Однажды ее все-таки выпустили. Она не вернулась… Мы с мамой жили в другой комнате, а папы у меня не было.
Первый рассказ идет от лица Ромы, тридцатилетнего безработного наркомана, который обожает изводить свою мать и тянет из неё деньги. Время от времени библиотекарша-одноклассница Алёна вытаскивает его «в свет», водит по музеям, но ему это на фиг не надо (хотя остатки интеллекта у него есть), Рома при этом думает лишь о том, что Алёна даст ему денег на гашиш, и завтрашний день он еще протянет.
В предисловии к сборнику, все рассказы и повести которого датированы девяностыми годами прошлого века, сказано, что это первая авторская серия прозы Романа Сенчина «Современный разночинец». «Кто таков этот разночинец? Человек, который сделал себя сам, – презрев сословные ограничения, не поддаваясь мнению большинства, нарушая рамки банального. Он – обыкновенный человек с необыкновенной волей к жизни, которой может позавидовать даже Робинзон Крузо!» 
Так, а причем тут Рома? Он явно к этому типу не относится! Читаем дальше.
Второй рассказ – об озлобленной старухе Елене Юрьевне, которая потеряла в жизни всё и ненавидит всех, в том числе юную внучатую племянницу, терпеливо ухаживающую за ней. Еще более непонятно…
Третий рассказ – о трактористе Валерии, который из-за тяжелой работы потерял обе ноги, впереди – отчаяние…
Где современные разночинцы, где вдохновенные оборванцы?!
Думаю – ладно, потерплю еще. Читаю.
«Там, где светится ночью окно» – пьеса-карикатура на Ельцина, который, не просыхая, проводит выборы в 1996 году.
«Сегодня как завтра»  – тоскливый рассказ о жизни рабочей семьи, которая растет, а зарплату месяцами не платят.
«Неприятность»  – богатый жлоб рассказывает такому же, как он, о своей разбитой машине, на которую наехал убогий «Москвич»:
– И что, выплачивать не хочет?
– М-м… – Слава снова взглотнул, ответил, глядя в окно: – Да повесился этот урод.
Вот, становится интересно.
– Как раз после нашего разговора… Ничего я ему… предупредил просто, что сто лет ждать не буду. Что мне, пешком, что ли, ходить теперь? Была новая тачка, разбил – возвращай… Он: да, дескать, конечно, буду стараться, а сам… – Слава приставил ребро ладони к горлу, толкнул вверх подбородок.
– Хитро, – я усмехнулся. – А у него родные остались?
И пошел «деловой» разговор, как выбить из них деньги. Знакомая наша живодерня – жизнь человека ничего не стоит.
Все остальные рассказы и повести написаны от лица Ромы Сенчина. У него то же имя и те же факты биографии, что и у автора: дембельские будни на грани нервного срыва, пустое существование «на гражданке», неудачная учеба, постылая работа… Вот это что ли – «современный разночинец», «обыкновенный человек с необыкновенной волей к жизни»?!  Излюбленная тема мечтаний героя – как бы покончить с собой, но духу не хватает. 
Ближе к концу книги у Ромы появляются новые друзья, пьющая богема, чьё вдохновение вряд ли вызвано  талантом (стихи собственного сочинения, которые собутыльники читают друг другу – чудовищны). Источник вдохновения – алкоголь, которого требуется всё больше и больше. Потом появляются наркотики. В промежутках Рома пишет. Что? Да то же самое, что и писатель Роман Сенчин.
С чем можно сравнить прозу Сенчина? А вот с чем. Человек говорит: «Ой-ой, эта фотография неудачная, здесь я плохо получился», — и выбирает «удачное» фото, которое его заведомо приукрашивает.  А Сенчин рисует жизнь людей в самых невыгодных ракурсах, они «получаются» плохо, жалко, мерзко, отвратительно.
Подводим итог.
Правда ли то, что пишет Роман Сенчин? Да, стопроцентная правда: он описывает то, что видит, окрашивая это своим мироощущением. Когда-нибудь (100 лет спустя) по его произведениям, в том числе, будут судить о нашем времени.

Правда ли то, что написано в аннотации и предисловии об этой книге? Нет, это лживая и лукавая реклама. Какая ирония: чтобы продать правдивую книгу, надо солгать! Иначе такое никто не купит.
P.S. В качестве иллюстраций использованы картины Васи Ложкина.
Реклама

Роман Сенчин. Наш последний эшелон: 6 комментариев

  1. Елена, вы мужественная женщина! Если уж первый раз Вам не понравился этот автор, то почему Вы взялись за новый сборник? Если прочитав первые рассказы Вы увидели несоответствие заявленной теме, то почему продолжили чтение? По мне так, очень-очень мрачно и противно. Такого негатива лично мне хватает и в реальности, зачем же еще добирать такой «литературой».

    Нравится

  2. Марина, всё дело в том, что Романа Сенчина называют самой яркой звездой среди молодых российских писателей. Я начиталась таких отзывов и подумала, что, видно, я ничего не понимаю, надо попробовать еще раз. И, в конце концов, как можно судить о писателе по одному произведению? У Анны Матвеевой я прочитала три книги – и все разные. Поверила аннотации, общий тон которой внушал надежду. И обманулась.
    Чтение этой книги – мечта мазохиста. Я разозлилась – и дочитала уже из принципа, чтобы иметь право сказать, что я думаю. Да, всё рассказанное Сенчиным имеет место быть, но это такая концентрация негатива, которую не всякий вынесет. Я – пас, и с этим писателем прощаюсь.

    Нравится

  3. Елена, а я не слышала такую фамилию. Теперь буду знать, кого обходить стороной. Согласна с Вами, что по одному произведению нельзя судить о писателе. Сама тоже не всегда с первого раза «раскусываю» новое имя. Вот нашла Метлицкую. Прочитала 2 вещи и все поняла. Больше не хочу ее читать. Очень просто и без затей. А я люблю язык, образы, метафоры. У нее разговорный язык. Это не литература, а одноразовое чтение (хотела написать беллетристика, да подумала, что слишком высоко). Наверное, чтение для метро. А отзыв у Вас получился очень эмоциональный. Вы умеете в словах передать собственные эмоции, подобрать изображения по теме. Всегда с большим удовольствием читаю Ваш блог.

    Нравится

  4. Забавно. А я как раз хотела почитать «Дневник свекрови» Метлицкой (прочитала отзывы о нём). Я сама свекровь (не лучшая, наверное), хотелось узнать о чужом опыте. Да и просто разгрузиться, «оттянуться» после Сенчина, который дался очень тяжело, просто невыносимо.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s